Техническая академия «Росатома», МАГАТЭ и ОИЯИ подписали соглашение о создании реакторной интернет-лаборатории
26 сентября 2025 года «на полях» международного форума «Мировая атомная неделя» (World Atomic Week) подписано трехстороннее соглашение между Международным агентством по атомной энергии (МАГАТЭ), Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ, Россия) и Технической академией «Росатома» о создании реакторной интернет-лаборатории (РИЛ).
Подписи поставили ректор Технической академии «Росатома» Юрий Селезнёв, заместитель генерального директора - руководитель Департамента ядерной энергии МАГАТЭ Михаил Чудаков и директор ОИЯИ Григорий Трубников.
Документ предусматривает создание виртуальной образовательной платформы для дистанционного обучения по экспериментальной ядерной физике. МАГАТЭ обеспечит экспертное сопровождение по структуре лабораторных работ, а Техническая академия «Росатома» станет ключевым партнёром в образовательной части проекта. Совместно с ОИЯИ Академия будет реализовывать учебные программы на базе исследовательского реактора, открывая странам-участницам МАГАТЭ новые возможности для развития научного потенциала и подготовки кадров в области мирного использования ядерных технологий.
«Проект “Реакторная интернет-лаборатория” позволит студентам и исследователям из стран, которые не имеют собственных реакторов, удаленно участвовать в реальных экспериментах на базе исследовательского реактора ИБР-2 в ОИЯИ. Через интернет-трансляцию они будут наблюдать за работой реактора в режиме реального времени, взаимодействовать с операторами и проводить учебные эксперименты», - отметил Юрий Селезнёв.
В планах у организаций – проводить до шести демонстрационных экспериментов в учебном году.
Проект МАГАТЭ «Реакторная интернет-лаборатория» (РИЛ) – это экономически эффективный способ преподавания физики ядерного реактора. РИЛ позволяет «вживую» погрузиться в технологию и эксплуатацию реактора тем странам, в которых нет установленных объектов такого рода, но есть группы обучаемых, готовых пройти курсы по экспериментальной физике ядерного реактора (обычно на третьем или четвертом курсе бакалавриата или во время обучения в магистратуре).
РИЛ работает через удаленный доступ. Участникам предоставляется ссылка, и с помощью установленного на базовом исследовательском реакторе аппаратного и программного обеспечения сигналы передаются через интернет в аудиторию участников, где обучаемые имеют возможность наблюдать за работой блочного пункта управления реактором в режиме реального времени. Затем, используя оборудование для видеоконференций, обучаемые могут проводить демонстрационные эксперименты, отдавая операторам указания по изменению настроек реактора и наблюдая за соответствующими изменениями на дисплеях.
Проект РИЛ успешно реализуется МАГАТЭ с 2010 года. Базовые реакторы уже работают в Аргентине (RA-6), Чехии (VR1), Южной Корее (AGN-201K) и Марокко (TRIGA Mark-II).