BelNET logoНаучно-образовательный портал ядерных знаний Республики Беларусь BelNET (Belarusian Nuclear Education and Training)

Машинное обучение открывает путь к детектированию экзотических ΛΛ-гиперядер

Исследователи из Лаборатории ядерной физики высоких энергий в Японском научно-исследовательском институте RIKEN (PRI) и их международные коллеги впервые за 25 лет идентифицировали новое двойное \(\Lambda\Lambda\)-гиперядро (дважды-лямбда гиперядро). Результат стал возможным благодаря применению методов глубокого обучения к огромному объему данных, полученных с помощью метода ядерной фотоэмульсии в эксперименте J-PARC E07. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Гиперядром называется разновидность атомного ядра, в котором один или несколько нуклонов заменены на гипероны. Гиперон – это барион, содержащий в своем составе один или несколько тяжелых кварков \((s,c,b,t)\). Самым легким и стабильным гипероном является \(\Lambda\)-гиперон (лямбда-гиперон), его кварковый состав – \((uds)\). \(\Lambda\)-гиперон имеет нулевой электрический заряд (но, тем не менее, не является истинно нейтральной частицей). Когда \(\Lambda\)-гиперон оказывается внутри ядра, связанным ядерными силами с окружающими нуклонами, вся система и становится гиперядром. Гиперон привносит в ядро новое квантовое число – странность. Гиперядро, содержащее один \(\Lambda\)-гиперон называется \(\Lambda\)-гиперядром. Обнаружены и изучены сотни таких ядер. Гиперядро, в составе которого находятся два Λ-гиперона называется \(\Lambda\Lambda\)-гиперядром. Это крайне редкие и экзотические объекты. Их обнаружение и изучение позволяет напрямую исследовать гиперон-гиперонное взаимодействие.

ΛΛ-гиперядра, как и обычные Λ-гиперядра, имеют времена жизни порядка \(10^{-10}\) с и распадаются по слабому взаимодействию. Короткое время жизни затрудняет эксперименты по рассеянию, особенно для многогиперонных систем. Поэтому ядерная эмульсия с её субмикрометровым разрешением предлагает уникальное преимущество визуального наблюдения цепочек распада, позволяя идентифицировать ядра посредством по-событийного анализа образования и распадов \(\Lambda\Lambda\)-гиперядер.

Продолжение читайте ниже, в Подробнее.

Несмотря на более чем 70 лет исследований гиперядер с момента их первого наблюдения в 1953 году, с помощью ядерной эмульсии было обнаружено всего 47 кандидатов в \(\Lambda\Lambda\)-гиперядра. До настоящего времени были более или менее определены и идентифицированы в эмульсионных экспериментах гиперядра \(^{6}_{\Lambda\Lambda}He\) (2 события), и \(^{10}_{\Lambda\Lambda}Be\), \(^{13}_{\Lambda\Lambda}B\) (по одному событию). Тем не менее авторы исследования подчеркивают, что событие NAGARA остается единственным подтвержденным наблюдением \(^{6}_{\Lambda\Lambda}He\) (состоит из двух протонов, двух нейтронов и двух \(\Lambda\Lambda\)-гиперонов).

Эксперимент J-PARC E07 на Комплексе протонных ускорителей J-PARC (Япония) ставило целью детектирование приблизительно \(10^{2}\) событий с \(\Lambda\Lambda\)-гиперядрами. В эксперименте использовался \(K^{-}\)-пучок с импульсом 1.81 ГэВ/с на линии K1.8 в Адронном экспериментальном зале J-PARC. \(\Xi^{-}\)-гипероны производились посредством квазисвободной реакции \("p"(K^{-}, K^{+})\Xi^{-}\) на алмазной мишени и затем вводились в эмульсионный модуль, расположенный ниже по потоку от мишени. В ядерной эмульсии захваченные ядрами внутри эмульсионных пакетов \(\Xi^{-}\)-гипероны отслеживались, в то время как связанные с ними \(K^{+}\)-мезоны регистрировались с помощью кремниевых стриповых детекторов для измерения их положений и углов. Тем не менее, эффективность регистрации всех событий с \(\Lambda\Lambda\)-гиперядрами в эмульсионных слоях оценивалась приблизительно в 10%, в основном из-за ограниченного аксептанса спектрометра и сложностей трекинга, а также вследствие того, что сечение реакции \("n"(K^{-}, K^{0})\Xi^{-}\), которая не может быть детектирована гибридным методом, примерно вдвое превышает сечение реакции \("p"(K^{-}, K^{+})\Xi^{-}\). Было зарегистрировано 33 события-кандидата, инициированных \(\Xi^{-}\)-гиперонами, среди которых, однако, идентифицировано было лишь три события: Mino, Ibuki и Irrawaddy. К сожалению, среди этих событий не было идентифицировано ни одного \(\Lambda\Lambda\)-гиперядра. При этом весь объём эмульсии, по оценкам, содержит более тысячи событий с двойной странностью, включая незарегистрированные события, порождённые реакцией \("n"(K^{-}, K^{0})\Xi^{-}\). В этой связи стояла задача разработки нового и эффективного метода детектирования таких событий.

Командой исследователей был разработан метод машинного обучения, сочетающий генеративно-состязательные сети (GAN) и симуляции Монте-Карло на базе Geant4 для генерации тренировочных данных, а также Mask R-CNN для детектирования объектов. Модель выявила шесть событий-кандидатов с \(\Lambda\Lambda\)-гиперядрами, одно из которых было однозначно идентифицировано.

На основании кинематического анализа событие было однозначно идентифицировано как рождение и распад \(\Lambda\Lambda\)-гиперядра \(^{13}_{\Lambda\Lambda}B\) (содержит 5 протонов, 6 нейтронов и два \(\Lambda\)-гиперона, альтернативное обозначение – \(^{13}\Lambda\Lambda B\)), образовавшегося в результате захвата \(\Xi^{-}\)-гиперона ядром \(^{14}N\) в ядерной эмульсии. В предположении захвата \(\Xi^{-}\)-гиперона на атомной 3D-орбитале была определена энергия связи двух \(\Lambda\)-гиперонов в ядре \(^{13}\Lambda\Lambda B\), она составила \(B\Lambda\Lambda=25.57\pm 1.18 (stat.) \pm 0.07 (syst.)\) МэВ. Полученное значение энергии \(\Lambda\Lambda\)-взаимодействия \(\Delta B\Lambda\Lambda=2.83\pm 1.18 (stat.) \pm 0.14 (syst.)\) МэВ.