BelNET logoНаучно-образовательный портал ядерных знаний Республики Беларусь BelNET (Belarusian Nuclear Education and Training)

Объявлены лауреаты Нобелевской премии по физике 2025 года

Лауреатами Нобелевской премии по физике этого года стали Джон Кларк (John Clarke), Мишель Деворе (Michel H. Devoret) и Джон Мартинис (John M. Martinis) «за открытие макроскопического квантовомеханического туннелирования и квантования энергии в электрической цепи».

Одной из фундаментальных проблем современной физики является установление предельных пространственных масштабов систем, демонстрирующих квантовомеханические свойства. В экспериментах, удостоенных Нобелевской премии, была исследована электрическая цепь макроскопического масштаба, в которой наблюдались как явление квантового туннелирования, так и существование дискретных энергетических уровней.

Эти достижения создают методологическую основу для разработки перспективных технологий следующего поколения, включая квантовую криптографию, квантовые вычислительные системы и прецизионные квантовые сенсоры.

Научные исследования в области квантовых вычислений и квантовой сенсорики активно развиваются и у нас в стране, в частности в Институте физики Национальной академии наук под руководством академика С.Я. Килина.

Пресс-релиз, популярное изложение и научное обоснование традиционно опубликованы на официальной странице объявления лауреатов Нобелевского комитета. Там же доступно интервью с Джоном Кларком, записанное сразу после объявления премии. Кроме того, на 15 октября обещана публикация материалов, связанных с возможным использованием рассказов о нобелевских достижениях в образовательном процессе (не только в университетах, но и в средних школах).

С русскоязычным описанием эксперимента можно ознакомиться в публикации издания N+1 «Нобелевскую премию по физике присудили за макроскопическое квантовое туннелирование и квантование энергии в электрических цепях».

Ниже, в Подробнее приводим перевод пресс-релиза.

Квантовая механика допускает возможность прохождения частицы сквозь потенциальный барьер посредством туннелирования. В системах с большим числом частиц квантовомеханические эффекты обычно становятся пренебрежимо малыми. Однако эксперименты лауреатов продемонстрировали возможность наблюдения квантовомеханических свойств на макроскопическом масштабе.

В 1984-1985 годах Джон Кларк, Мишель Х. Деворэ и Джон М. Мартинис выполнили серию экспериментов с электрической цепью на основе сверхпроводников — материалов, обладающих нулевым электрическим сопротивлением. В этой цепи сверхпроводящие слои были разделены тонким слоем диэлектрика, формируя джозефсоновский переход. Благодаря прецизионным настройкам и измерению параметров цепи исследователям удалось управлять и изучать явления, возникающие при прохождении электрического тока. Ансамбль заряженных частиц, движущихся в сверхпроводнике, формировал систему со свойствами, аналогичными поведению одной частицы, распределенной по всей цепи.

Данная макроскопическая система изначально находилась в состоянии при отсутствии напряжения. Система была стабилизирована в этом состоянии, как если бы оно было ограничено потенциальным барьером, который она не может преодолеть. В эксперименте система демонстрировала квантовые характеристики, осуществляя переход из состояния с нулевым напряжением посредством туннельного эффекта. Изменение состояния системы регистрировалось по возникновению напряжения.

Лауреатам также удалось продемонстрировать квантовомеханическое поведение системы, проявляющееся в поглощении и излучении строго дискретных порций энергии.

«Примечательно, что столетняя квантовая механика продолжает порождать новые неожиданные явления. Это имеет и существенное практическое значение, поскольку квантовая механика составляет фундамент всей цифровой технологии», — отмечает Олле Эрикссон, председатель Нобелевского комитета по физике.

Такие компоненты, как транзисторы в компьютерных микросхемах, представляют пример устоявшейся квантовой технологии, повсеместно распространенной в настоящее время. Присуждение Нобелевской премии по физике этого года открывает перспективы для разработки технологий следующего поколения, включая квантовую криптографию, квантовые компьютеры и квантовые сенсоры.