BelNET logoНаучно-образовательный портал ядерных знаний Республики Беларусь BelNET (Belarusian Nuclear Education and Training)

Стратегия Allseas: малые реакторы для моря и суши

Нидерландская подрядная организация в области проектирования и строительства морских сооружений Allseas запустила пятилетний план по проектированию, разработке и внедрению малого модульного реактора, адаптированного для интеграции в морские суда и наземного применения.

Компания выбрала высокотемпературные газоохлаждаемые реакторы (HTGR) мощностью около 25 МВт(э) с использованием триструктурного изотропного топлива (TRISO).

В течение первого года Allseas планирует завершить предварительные проектные исследования для морского и наземного использования. Затем последуют разработка прототипа и предлицензионные консультации с ключевыми заинтересованными сторонами, включая регуляторные органы (такие как Нидерландское управление по ядерной безопасности и радиационной защите, Международная морская организация и Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ)), а также организации по безопасности и классификации (включая Lloyd's Register). Работа будет вестись в тесном сотрудничестве с научно-исследовательскими и инновационными партнёрами, среди которых TNO, NRG-Pallas, Делфтский технический университет (TU Delft) и Королевская ассоциация судовладельцев Нидерландов (KVNR).

«Наша цель — начать производство на специализированном предприятии к 2030 году», — заявила Стефани Херема, руководитель проекта по ядерным разработкам в Allseas. «Первоначальное внедрение, вероятно, начнётся на суше, пока завершается разработка нормативов для шельфа, после чего последует применение на собственных судах компании и более широкое отраслевое использование. Это соответствует нашим целям в области устойчивого развития — сокращению выбросов на 30% к 2030 году и достижению углеродной нейтральности к 2050 году».

Allseas подчеркнула, что обращение с отходами является ключевым элементом долгосрочного плана, поэтому компания изучает циклические подходы, такие как повторное использование графита и переработка отработавшего TRISO-топлива, чтобы «дополнительно снизить воздействие на окружающую среду и гарантировать учёт вопросов обращения с отходами на всех этапах жизненного цикла ММР».

Ян Леен Клостерман, профессор физики ядерных реакторов и заведующий кафедрой радиационных наук и технологий Делфтского технического университета, отметил: «Делфтский технический университет более 10 лет ведёт разработку микрореактора на основе технологии ВТГР. Поэтому мы рады внести вклад в практическое применение данной технологии».

Морская транспортная отрасль ежегодно потребляет около 350 миллионов тонн ископаемого топлива и ответственна за приблизительно 3% общемировых выбросов углерода. В июле 2023 года отрасль через Международную морскую организацию утвердила новые целевые показатели по сокращению выбросов парниковых газов, поставив целью достижение углеродной нейтральности к 2050 году.