Швеция одобрила господдержку строительства новых АЭС
Парламент Швеции (Риксдаг) одобрил предложения правительства о предоставлении государственной поддержки компаниям, планирующим инвестировать в строительство новых атомных реакторов в стране. Новый закон вступит в силу в конце текущего года.
В октябре 2022 года новое правоцентристское коалиционное правительство Швеции заняло позитивную позицию в отношении атомной энергетики, а в ноябре 2023 года представило дорожную карту, предусматривающую ввод в эксплуатацию к 2035 году новых атомных мощностей, эквивалентных как минимум двум крупным реакторам, и до 10 реакторов аналогичного масштаба к 2045 году.
27 марта текущего года правительство Швеции внесло в парламент законопроект, предусматривающий государственную поддержку инвестиций в атомную энергетику, включая предоставление государственных займов на строительство новых реакторов, а также механизм двусторонних контрактов на разницу цен (CfD). Размер займов, направленных на снижение стоимости финансирования новых АЭС, будет ограничен эквивалентом четырёх крупных реакторов (около 5000 МВт). При этом поддержка может быть предоставлена только в случае размещения новых реакторов на одной площадке с суммарной установленной мощностью не менее 300 МВт. Контракты на разницу цен могут быть заключены после ввода реактора в эксплуатацию и получения лицензии на производство электроэнергии на полной мощности.
Риксдаг утвердил предложение правительства, и закон о государственной поддержке вступит в силу 1 августа. С этой даты заинтересованные компании смогут подавать заявки на получение субсидий.
В декабре 2023 года правительство назначило Матса Диллена ответственным за разработку моделей финансирования и распределения рисков при строительстве новых атомных реакторов. Согласно поставленной задаче, предложенные модели должны обеспечить ввод в эксплуатацию мощностей не менее 2500 МВт (эквивалент двух крупных реакторов) не позднее 2035 года.
В августе прошлого года Диллен представил результаты исследования, в котором указал на «наличие условий, создающих разрыв между экономической целесообразностью строительства новых АЭС для частных инвесторов и их общественной выгодой», сделав вывод, что «соображения эффективности оправдывают государственную поддержку инвестиций в атомную энергетику».
Предложенная им модель финансирования и распределения рисков включает три ключевых компонента, снижающих стоимость капитала и облегчающих инвестиции в атомную энергетику: государственные займы для финансирования строительства, снижающие стоимость привлекаемых средств; двусторонние контракты на разницу цен между государством и производителем электроэнергии; механизм распределения рисков и прибыли, гарантирующий инвесторам минимальную доходность собственного капитала.